Ярославский моторный завод «Группы ГАЗ» отмечает столетний юбилей

12.11.2016.
Завод, основанный в 1916 году как автомобильный, сегодня является одним из крупнейших российских производств дизельных двигателей, лидером по локализации современной компонентной базы в двигателестроении и признанной школой для инженерных и технических кадров в отрасли.

Ярославский моторный завод (ЯМЗ) «Автодизель» отмечает столетие со дня создания. Сегодня Ярославский моторный завод – одно из крупнейших российских предприятий по производству дизельных двигателей многоцелевого назначения, сцеплений и коробок передач, а также стационарных агрегатов на их базе. Доля предприятия на российском рынке составляет около 45%. Ярославскими двигателями оснащаются грузовые автомобили, магистральные тягачи, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожная техника, а также дизель-электрические станции. 

 

Производство двигателей ЯМЗ 530 семейства (2).jpg

 

Предприятие объединяет три производственные площадки, расположенные в Ярославской области. В том числе – одну из самых современных площадок двигателестроения в Европе, на которой выпускаются средние дизельные двигатели ЯМЗ-530. Завод площадью 57 тыс. кв. м оснащен современным технологическим и инженерным оборудованием. Производство сертифицировано на соответствие требованиям международной системы ISO/TS 16949. Уровень автоматизации производственного комплекса по выпуску двигателей ЯМЗ-530 достигает 90%. Инженерная инфраструктура обеспечивает выполнение самых жестких требований к производственной среде по чистоте, температуре, давлению, освещенности, уровню шума и вибраций. Также Ярославский моторный завод производит семейство тяжелых дизельных двигателей с рядной компоновкой ЯМЗ-650 и V-образные моторы. Кроме того, в сотрудничестве с компанией Daimler предприятие выпускает двигатели для автомобилей Mercedes. 

 

Производство двигателей ЯМЗ 530 семейства (3).jpg

 

Ярославский моторный завод обладает многолетними наработками по созданию уникальных моторов для гоночных автомобилей: машины, оснащенные двигателями ЯМЗ, неоднократно становились победителями трансконтинентального ралли-марафона «Париж-Дакар». Грузовики «ГАЗон NEXT» с двигателями ЯМЗ-530 преодолевают тяжелейшие этапы чемпионатов России по ралли-рейдам. Двигатели ЯМЗ также устанавливаются на автомобили спортивной команды Минского автомобильного завода.

 

Вадим Сорокин, Президент «Группы ГАЗ»:

 

– Создание «Автодизеля» стало отправной вехой в развитии всего российского автомобилестроения. Однако и сегодня Ярославский моторный завод является одним из главных центров российского двигателестроения. Ярославскими двигателями оснащается более 300 моделей транспортных средств, которые производятся в России и странах СНГ. Уже с этого года ЯМЗ выпускает двигатели, соответствующие перспективному экологическому стандарту «Евро-5», а также ведет разработку моторов «Евро-6» для экспортных рынков, на которых предъявляются самые жесткие требования к технике по уровню выбросов и шумности. К своему столетнему юбилею завод подошел, вооружившись самыми современными технологиями, поэтому с уверенностью можно сказать, что новейший этап в развитии завода станет достойным продолжением его легендарного исторического прошлого. 

 

Первое серийное производство ярославских дизельных двигателей, цех сборки моторов ЯМЗ-236, 1961 г..jpg

 

История Ярославского моторного завода «Автодизель»

 

Завод основан в 1916 году известным русским инженером и предпринимателем Владимиром Александровичем Лебедевым как предприятие по сборке легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. 

 

Первый тяжелый грузовик в СССР Я-4, 1928 г..jpg

 

В 1918 году автозавод был переименован в Первый ярославский государственный авторемонтный завод (ЯГАРЗ). До 1926 года на предприятии ремонтировали автомобили и строили моторные дрезины на шасси американских грузовиков White. В конце 1925 года завод наладил производство грузовых автомобилей, с этого времени предприятие действовало как Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ). Позднее завод сменил название на Ярославский автомобильный (ЯАЗ). В 30-е гг. на предприятии выпускались большегрузные автомобили, автобусы, троллейбусы и др.

 

Первый отечественный дизель-мотор КОДЖУ и его создатели, 1933 г..jpg

 

В 1933 году на заводе был создан первый советский дизельный двигатель автотракторного типа. В годы Великой Отечественной войны предприятие освоило выпуск 13 видов военной продукции, в том числе артиллерийских гусеничных тягачей, а затем, вплоть до конца 50-х, производило грузовые автомобили и двухтактные дизельные двигатели. 

 

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 1938 г..jpg

 

В 1958 году завод переименовывается в Ярославский моторный и полностью сосредотачивается на развитии производств дизельных двигателей.

 

В начале 2000-х гг. Ярославский моторный завод вошел в состав машиностроительных активов Олега Дерипаски, которые с 2005 года объединены в холдинг по производству коммерческого транспорта «Группа ГАЗ». За последние годы в развитие завода было инвестировано свыше 15,5 млрд рублей и создано свыше 250 модификаций двигателей для различных видов транспорта.